СМИРЕНИЕ

и принятие 

Один царь как-то сказал мудрецу: "Я отдам тебе полцарства, если покажешь, где находится Бог." На что мудрец ответил: "Я отдам тебе царство вдовое больше твоего, если покажешь, где Его нет" (Рамеш Балсекар) 

Однажды я шла к зубному врачу, чтобы вылечить зуб и меня посетила мысль, что в процессе этого или любого другого вмешательства меня могут теоретически заразить какой-нибудь страшной болезнью. Возможно, в недавнем прошлом я слышала какую-то подобную историю. И я задумалась о том количестве факторов, которое сделают этот вариант развития событий возможным или невозможным. Во-первых, у меня должен заболеть зуб, что уже является следствием гигантского количества факторов, включающих в первую очередь генотип, история которого настолько сложна и запутана, что её не проследить. Во-вторых, я должна пойти к врачу, к определенному конкретному врачу, в определенное место и время и чтобы я туда попала в этот конкретный день, освободив от работы время и по пути столкнувшись с многочисленными препятствиями или их отсутствием, каждое из которых тоже является следствием огромного количества маленьких причин, которые являются следствием других причин и так до бесконечности. У выбранного мною врача передо мной должен быть пациент с тем заболеванием, которым я могу заразиться, и то, что этот пациент болеет - следствие гигантского количества причин, включая его генотип и всю его жизнь, которая связана с огромным количеством других жизней, каждая из которых включает гигантское количество причин и следствий и связаны с ещё большим количеством жизней и т.д. и т.п. до бесконечности. Также мой врач должен быть уставшим, заболевшим или в каком-то сложном расположении духа, чтобы допустить ошибку, которая может привести к болезни. И на это у него (врача) будут другие причины, которые, в свою очередь, будут следствием других многочисленных причин и так до бесконечности. Что здесь контролирую именно я? Если я сама, следуя этой логике, кем бы я ни была - являюсь лишь следствием многочисленных причин, предшествующих мне, создавших и создающих меня каждую секунду жизни. Но где во всем том процессе именно моя воля, никак не связанная со всеми остальными "волями"? 
Попробуйте также для примера взять любое из случившихся с вами событий, включив в него не только свои желания и нежелания, а все факторы, которые сможете включить. 

С учетом того, что я физически не могу учесть всех факторов и даже половины факторов, и даже одной сотой факторов, которые должны совпасть чтобы то или иное событие произошло - не проще ли называть любое уже случившееся событие правильным? Тем, что должно было произойти, просто потому что так уже произошло. Это и есть смирение. Смирение - это не отсутствие действий с моей стороны, это не отказ от принятия решений. Смирение - это только принятие того, что есть, просто потому что так уже есть. 

Обладаю ли я свободой воли? - да, безусловно, это именно то, что я испытываю на собственном опыте. Например, я могу продолжить писать эту статью или могу заняться чем угодно другим. Но что определяет, как именно я воспользуюсь сейчас этой свободой? Многочисленные предыдущие ситуации, которые опять же складывались из бесчисленного количества факторов, от меня не зависящих, предшествующих даже самому моему появлению на свет. Ситуации создавали меня - в физическом смысле, и в психологическом, конечно, тоже. В узком личностном восприятии мне кажется, что именно я создаю ситуации, которые случаются в моей жизни. Эта узость мышления имеет место тогда, когда я зациклена на том или ином переживании и образе самой себя. Но стоит буквально чуть-чуть отвлечься от драгоценного образа себя, расширить событийный, причинно-следственный контекст любого события, и окажется, что моя воля тут настолько мала, что её просто можно совсем не учитывать. А кроме того, сама эта воля - лишь закономерный результат предыдущих событий, образовавших меня. 

Я создаю ситуации, которые случаются со мной. Это правда. Но я сама - совокупность предыдущих ситуаций, которые создали меня такой какая я есть. Которые сформировали мои ценности, идеалы, тип мышления, характер, привычки, предпочтения и все остальное, что можно было бы назвать собой. Все эти ситуации (генотип, культура, семья и семьи моих семей и их семьи, историческая эпоха) создали меня. Я самоосозналась. И все бы хорошо, но побочный эффект самосознания - узость мышления, ограниченность образом "Я" и чувством отделенности от мира, который и создал и меня саму и мое чувство отделенности. И это чувство порождает все проблемы. Вы хотите, чтобы с вами случалось только то, что вы хотите. Вы хотите чувствовать только то, что хотите. А этого никогда не происходит, если только вы не выберите принимать то, что есть как то, что должно произойти. И потом, приняв все, спокойно действовать согласно вашей природе. 

Смирение хорошо описывается фразой "да будет воля Твоя" (вместо: "да будет воля Твоя, а я подскажу какая" - хотя и такой тип мышления часть все той же воли, если честно). Я не очень люблю слово Бог только потому, что оно подразумевает, что есть что-то Богом не являющееся. 
Смирение - это не отказ от свободы воли, а только прекращение эгоцентричного мышления. Простое понимание, что через вашу, так называемую, волю себя выражает воля всего мира, который в конечном счете вас и создал, видимо, именно для этого. И в медитации, и в психотерапии, и в самой жизни этот переворот происходит через принятие всего что есть, как того, что должно быть. И дальнейших действий из этого адекватно спокойного состояния. Вы и так совершенны, даже в своем неприятии. Вы и так, и так часть этой воли, часть природы. Вы никогда не были отделены от мира. Вы все делаете наилучшим образом и представляете собой лучший вариант самого себя, а назавтра становитесь ещё лучше. Просто сопротивление признанию этого факта заставляет вас тратить очень много энергии, и эти траты вы называете страданиями. Это совершенно необязательный элемент. В любой момент вы имеете возможность начать все принимать, а затем продолжить все принимать до тех пор, пока однажды сами не станете одной сплошной любовью к тому, что есть.